Самый редкий, но самый долговечный вид искусства – мозаика из камня. Зародившись в виде примитивных древних двухцветных рисунков, выложенных из природных камешков, за несколько тысячелетий она прошла длинный путь эволюции до своей вершины – тончайшей «живописи» в камне – флорентийской мозаики.
Давайте совершим небольшой экскурс в историю и проследим развитие мозаики из глубины веков до нашего времени
Археологические раскопки познакомили нас с каменными орнаментами, датируемыми несколькими тысячелетиями до нашей эры. В отличие от других предметов искусства, мозаики редко интересовали грабителей, а поэтому хорошо сохранились. Да и беспощадное время не властно над ними. Так что эти артефакты существенно дополнили наши представления о культуре и быте древних народов – как выглядели эти люди, во что одевались, что ели, как строили свои жилища, чем воевали. В каменных рисунках древние цивилизации запечатлевали свои представления о Боге, о мироустройстве. Мифы, религиозные сюжеты, образы и ритуалы, спортивные состязания, архитектура, виды транспорта и способы ведения сельского хозяйства, войны и жизнь правителей – обо всем рассказывают нам мозаичные картины.
Основные разновидности мозаики
Каждая древняя цивилизация имела свой собственный подход к технике создания мозаичных изображений из камня и других материалов. Со временем техники совершенствовались и развивались.
Мозаики бронзового века
Самые древние мозаики найдены в раскопках, относящихся к бронзовому веку.
Это мозаичные колонны в шумерских храмах Месопотамии, датируемые 3-м тысячелетием до н.э. Они создавались из обожженных глиняных палочек черного, белого и красного цветов, которые вставлялись в глиняный раствор.
Что касается мозаичных полов, то и Месопотамия, и Ближневосточные культуры, и Эгейская цивилизация характеризуются примерно одинаковым подходом: материалом служил необработанный камень или галька. Цветовая гамма особо не отличалась разнообразием, чаще всего брались два контрастных цвета – темный и светлый. Мозаичные полы украшали дворцы правителей и знати, и конечно же храмы.
Античные мозаики
В 8 - 5 веках до н.э. в Средиземноморье получила распространение геометрическая модель мозаичных рисунков. Анатолия, Ассирия, Коринф, Олимп, Македония. Несложные узоры, простые фигурки, изображенные на ровном темном фоне – вот характерные черты мозаик того времени.
К третьему веку до н.э. средиземноморские культуры впервые стали использовать маленькие кубические кусочки резаного камня или смальты (окрашенного в разнообразные цвета непрозрачного стекла) – тессеры - для создания мозаичных полов, украшения колонн, стен, потолков, фонтанов, предметов интерьера. Чем мельче были кубики, тем точнее и выразительнее получался рисунок, тем более мелкие детали и нюансы можно было изобразить. Наиболее популярные размеры тессеров – от 0,5 до 1,5см, хотя для мелких деталей могли использовать еще более мелкие кусочки камня.
Основным материалом для мозаик были разнообразные камни от морской гальки до редких пород мрамора и смальта, но не только – еще и раковины моллюсков, перламутр, панцири черепах, слоновая кость и все, на что хватало фантазии авторов. Вначале готовилась клейкая основа типа штукатурки, в которую вставлялись кусочки камня или других материалов. Потом все заливалось штукатуркой, чтобы заполнить щели, излишки ее тщательно убирались и вся работа полировалась до блеска. Ко второму веку до нашей эры мозаика стала еще сложнее и богаче, приобретая сходство с настенной живописью. Разнообразилась палитра красок, усовершенствовалась техника. Характерное подчеркивание контура объекта, контрастный фон, тени, извилистые линии– типичные черты мозаичной техники, известной под названием opus vermiculatum.Такие работы известны в Греции, в этот же период (III-I век до н.э.) так украшали египетские гробницы, а в Сирии именно такая техника оставалась актуальной и в более поздние периоды. Доныне сохранились образцы мозаичных картин на стенах старинных домов Дамаска.
Расцвет искусства мозаики в Римской империи
Переняв его у греков, римляне довели мозаичное искусство до совершенства. Удивительные древнеримские мозаики были найдены в огромном изобилии на раскопках погребенного под слоем вулканического пепла городе Помпеи. Сюжеты мозаик на стенах и потолках богатых дворцов и храмов часто изображали сцены из жития античных богов. Полы же в большей степени украшали орнаменты. Они были настолько живописны, что визуально создавали впечатление лежащего на полу ковра. Римские императоры высоко ценили этот вид ремесла: Император Диоклетиан (IIIвек н.э), к примеру, издал указ, разрешавший мастерам-мозаистам запросить определенную цену за свою работу в зависимости от уровня квалификации. В тех землях, которых достигла экспансия Римской Империи, так же получило развитие это искусство: Тунис, Алжир, Турция, Израиль, Марокко, Ливан, Испания и Балканы. Более поздние образцы, по сути, римской мозаики называют еще итальянской мозаикой.Византийская мозаика
Византийская империя дала два периода расцвета искусства мозаики: золотой век - VI-VII столетие, и период палеологовского возрождения – IX – XIV века. Византия разработала технологию производства смальты и государство объявило монополию на ее экспорт. Бизнес был весьма выгодный, так как мозаики были самым популярным видом декора для богатых и знатных домов не только в империи, но и далеко за ее пределами.
Итак, византийская мозаика делалась из смальты. Стекло окрашивали при помощи примесей солей металлов, в том числе золота, меди и ртути, в различные яркие цвета, что давало возможность создавать очень живописные, красочные изображения с огромным количеством оттенков и полутонов. Главной особенностью был золотой фон изображений и обрамление контуров рисунка. Кубики смальты вдавливались в массу основы прямо на месте кладки – например, на стенах храмов. Поверхность получалась несколько неровной, и за счет игры света и тени на такой поверхности получался необыкновенный «живой» эффект.
Библейские сюжеты, иконы, жития святых, запечатленные в огромных мозаичных панно, рассчитанных на восприятие с большого расстояния, создавали неповторимую атмосферу величия, благоговения и роскоши в соборах и базиликах православного царства. Богатейшие византийские мозаики украшают грандиозный Собор Святой Софии в Константинополе. Они потрясающе живописны: золотистый блеск смальты создает удивительный эффект бархатистости и живости изображения.
Великолепным примером византийской мозаики могут служить знаменитые мозаики Софии Киевской – в том числе икона Богоматери – Оранта. Смальту для них, между прочим, тоже привезли из самого Константинополя. Золотой нимб Оранты сияет над древним Киевом вот уже тысячу лет, оберегая город и всю Украину. В народе ее называют «нерушимой стеной».
Вершиной искусства мозаики по праву считается pietra dura, или флорентийская мозаика.
Что такое флорентийская мозаика?
Уникальное, неповторимое, удивительное искусство. Картина или панно создаются не мазками кисти художника. Рисунок при помощи человека создает сама природа. Используя узоры на пластинках самоцветов, художник создает образы и пейзажи, детали которых невозможно скопировать в точности. Ведь каждый кусочек природного камня имеет свой неповторимый оттенок и рисунок. Его только надо увидеть, вырезать, придать ему определенную форму и поставить в точности на свое место среди сотен других кусочков камня… Так создается флорентийская мозаика.Гордость Флоренции
Расцвет флорентийской мозаики как вида искусства связан с эпохой Возрождения, и, как свидетельствует само название, с Италией. В конце 16-го века великий герцог Тосканский Фердинанд Первый Медичи создал целую отрасль, производившую разнообразный декор для богатых домов и католической церкви. В 1588 году он основал знаменитую мастерскую для работы с камнем Galleria dei Lavori, установил уникальное оборудование и нанял на работу местных мастеров. Так выросла целая школа, где обучали мастерству реставрировать древние мозаики и создавать современные шедевры высочайшего уровня. Вначале мастерские в основном работали на семейство Медичи, создавая украшения для храма Святого Лоренцо и фамильной часовни, но вскоре популярность этого искусства вышла за рамки герцогства и страны и распространилась по Европе. Из-за дороговизны материалов и сложности производственного процесса эти работы были предметом роскоши, они стремительно вошли в моду того времени и влиятельные кланы Западной Европы щеголяли друг перед другом богатством мозаичного декора своих дворцов. Именно в этот период была выработана та техника изготовления мозаичных изображений Pietra dura, которая практически не изменилась до сих пор.Период расцвета этого вида искусства продлился три столетия, до второй половины XIX века, когда первенство по популярности получили живопись и архитектура.
Основанные Медичи мастерские существуют и ныне и поддерживаются итальянским государством.
Техника изготовления флорентийской мозаики
Флорентийская мозаика создается по такому принципу: каждый кусочек камня имеет свою неповторимую форму в соответствии с рисунком – по типу паззлов. Отдельные кусочки камня подгоняются вручную с высочайшей точностью – до долей миллиметра, ведь стыки камней не должны быть заметны в готовой картине. Это сложнейшая, кропотливая ручная работа. Одна картина может создаваться несколько месяцев, даже лет.
Вырезанные фрагменты мозаики склеиваются все вместе на твердой основе – как правило, на мраморной плите. Итальянские работы 16-17 веков чаще всего делались на плите из черного мрамора, сохранилось много таких мозаик именно с черным фоном.
Затем работа в несколько этапов шлифуется и полируется до зеркальной поверхности.Существуют мозаики только из мрамора разных расцветок. Мрамор – камень очень мягкий, его легко резать и легко полировать. Современные технологии лазерной порезки мрамора позволяют делать высокоточные мраморные мозаики для полов и ванных комнат.
Но если работа создается не только из мрамора, а из разных минералов с разной твердостью по шкале Мооса, техническая сложность такой работы возрастает на порядки. Твердые камни не только намного тяжелее резать и выше вероятность расколоть каменную пластинку в процессе порезки. Сложенную из разных по твердости камней поверхность очень трудно отполировать и добиться одинакового блеска по всему рисунку: ведь твердость разных минералов, соседствующих в картине или столешнице, может различаться в сотни раз. И получается, что когда один кусочек уже полностью отполирован, соседняя пластинка камня даже еще не начала шлифоваться. Здесь необходимо мастерство, навыки и специальное оборудование. И стоимость такой работы гораздо выше, чем цена мраморной мозаики. Но и палитра красок мозаики из твердых минералов гораздо богаче мраморной. Умелое использование художником натурального рисунка различных камней позволяет создавать живые, красочные, объемные изображения, очень похожие на живопись.
Самое неповторимое искусство в мире, которое скопировать нельзя
Есть еще одна уникальная особенность мозаики pietra dura: мозаичные панно, картины и столики не меняются и не выцветают от времени, не горят, не боятся ни воды, ни солнечного света. Они единственны и неповторимы, это абсолютный, рафинированный эксклюзив. Никто не сделает вам точную копию такой работы ни за какие деньги – это просто невозможно!